Краткая история Хабаровска
В 1850-х годах с экспедиции графа Н.Н. Муравьева началось освоение Амурского водного пути. В 1858 году капитаном Я. В. Дьяченко на крутой излучине Амура был основан военный пост Хабаровка, названный в честь землепроходца Е. П. Хабарова. В 1863 году топограф М. Любенский разработал первый проектный план будущего города, максимально использовав ландшафтные особенности местности для включения их в схему регулярной планировки (она сохраняется и в настоящее время).
В 1872 году построен порт. В 1873 году открыта первая начальная школа. В 1880 пост обрел статус города и сделался центром Приморской области, сюда были переведены из Николаевска-на-Амуре все административные учреждения. Выгодное местоположение на стыке двух рек и речной порт способствовали быстрому развитию торговли.
В Хабаровке была образована фактория Амурской компании, влияние которой распространилось вверх по Уссури до озера Ханка и вниз по Амуру до Николаевска.
Еще 5 июля 1878 года был высочайше утвержден герб: «В сером щите лазуревый столб между двух черных сопок с червлеными пламенами. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою».
В 1884 году город становится центром образованного Приамурского генерал-губернаторства в составе Амурской, Забайкальской и Приморской областей. Здесь находилась штаб-квартира генерал-губернатора с личной канцелярией, командующий и штаб Приамурского военного округа, переселенческое управление и другие губернские учреждения. В 1891-1897 годах была построена Уссурийская железная дорога, соединившая Хабаровск с Владивостоком.
С 1893 года город стал официально именоваться Хабаровском. В 1902 году в Хабаровске начал работу военный завод «Арсенал» (современный «Дальдизель»). В 1908 году создана база Амурской флотилии. С начала 20 века Хабаровск — крупный портовый центр Дальнего Востока. В 1916 году построен железнодорожный мост через Амур, соединивший Хабаровск с Восточной Сибирью.
Основным видом торговли в Хабаровске были меха (до 20 тонн соболей). На нескольких кирпичных заводах использовался труд китайцев. Долгое время у гостей города складывалось впечатление отсутствия постоянного населения. В начале 20 века этнограф П. Краснов считал, что «пока в Хабаровске местных жителей нет. Вы видите петербуржцев, москвичей, орловцев, севастопольцев, одесситов, все интересы которых сосредоточены там, у себя, в России. Они приезжают сюда на службу на срок — на три или пять лет».
Начиная с первых лет основания Хабаровска, многие путешественники отмечали его живописное местоположение. В 1900 году П. С. Алексеев писал: «Это место напомнило мне Монте-Карло. Характер горных уступов, покрытые густою зеленью террасы похожи на Ривьеру, морем кажется весь Амур. Здешний величественный вид лучший из всех дальних видов, какими мне пришлось любоваться в Сибири. Сад на обрыве, беседки, павильон для музыки — все напоминает обстановку великосветских курортов. Вокруг собора все выхолено и вычищено».
К концу 19 — началу 20 века Хабаровск превратился в административный, военный, промышленный и культурный центр Дальнего Востока. Были построены каменный православный собор, реальное училище, кадетский корпус, женская гимназия. В 1894 году был основан Приамурский отдел Русского географического общества.
Главная улица, носящее имя генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, вытянулась вдоль амурского берега; здесь же в 1891 году ему был открыт памятник. Чудом 20 века называли мост, построенный через Амур. С его введением завершилось строительство Транссибирской магистрали.
В декабре 1917 года в Хабаровске была провозглашена Советская власть. После окончания Гражданской войны в ноябре 1922 года в составе Дальневосточной республики Хабаровск вошел в РСФСР. Городскому проектированию вновь была оказана помощь архитекторами Москвы и Ленинграда. Некоторые из них имели также 10-15 летнюю практику в Америке.
Постройки рубежа 1920-х — 1930-х годов сконцентрированы на одной улице и формируют сегодня центр Хабаровска. Это прежде всего Дом Советов И. А. Голосова и Б. Я. Улинича — победителей Всесоюзного конкурса 1927 года. Это здание АТС (1930 г.), Дом печати (1931 г.), Дом коммуны (1931 г.), Госбанк, Дом Красной Армии, ДВ банк (первая премия на Всесоюзном конкурсе 1929 г.), жилой дом Крайсовнархоза.В конце 1920-х — 1930-е годы город рос как административный, промышленный и торговый центр. Население его за это время выросло в четыре раза.
В 1940 году Хабаровск был соединен железной дорогой с Комсомольском-на-Амуре.
Промышленность
Промышленность: машиностроение, металлообработка («Дальэнергомаш», «Дальдизель», Амурский судостроительный завод), нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов. Заводы: станкостроительный, кабельный, химико-фармацевтический.
Хабаровск — важнейший транспортный узел Дальнего Востока (порт, автодорожный и железнодорожный узел, аэропорт). Население — 606, 3 тыс. человек (2001).
Культура и образование. Достопримечательности
НИИ водных и экологических проблем РАН, Дальневосточный НИИ сельского хозяйства, отраслевые НИИ. Технический и медицинский университеты; педагогический, фармацевтический, народного хозяйства и др. институты. Театры: драматический, музыкальной комедии, юного зрителя. Филармония. Музеи: краеведческий и художественный. На левом берегу Амура — зона отдыха.
К началу 1990-х в городе сохранилось 209 памятников архитектуры. Из них много домов «кирпичного стиля», есть модерн и неоклассика. Памятниками архитектуры советской эпохи являются здания «Хабаровского крайстроя» (1972, Г. И. Коробовцев) и Хабаровского театра музыкальной комедии (1977, Е. Г. Розанов). Одной из градостроительных ошибок советского периода считается заложенный в 1969 году Дом радио, заслонивший ширмой своего маловыразительного фасада одну из красивейших панорам в перспективе главной улицы города.
На одном из склонов Уссурийского бульвара были снесены почти все деревянные дома с пропильной резьбой и построены девятиэтажные дома. В 1987 году были уничтожены несколько представляющих историко-художественную ценность деревянных и каменных домов, среди которых неоклассический с элементами модерна дворец П. М. Новопашенного. В городе осталось лишь несколько памятников деревянной архитектуры с резными орнаментами.
Источник информации: Сайт «Турнавигатор«
Телеграм-бот: @tournavigator_bot для туристов и путешественников.